Зачем
нужно проводить экспериментирование в детском саду?
Дети дошкольного возраста очень любопытны и
любознательны. Ребенок в день задает много вопросов.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание
освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного
детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности
ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений,
навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.
Главное достоинство экспериментирования заключается в
том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость
давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с
новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а первые три года — практически единственным способом
познания мира.
Детское экспериментирование как специально
организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира
ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не
стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных
знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему
миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому,
чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и
без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее
воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение
наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все
взаимосвязано.
Обобщая это, можно сделать вывод, что
экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской
деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения
самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию
познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и
является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность ребенка.
Стреляева Ю.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий