Скоро в школу. Через несколько месяцев ваш ребенок
переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители
порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей
к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может
сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно
организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком
воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни - большое испытание для
маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее
сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с
прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение
к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши
добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и
рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть
информацией, которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут
твою маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое
полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в
незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка
содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от
того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту
скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но - личная собственность
ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у
взрослых так.
4. Не пугайте ребенка
трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем
блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро
собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей
предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...»,
«Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях эти меры
могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
5. Не старайтесь быть для
ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти
трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите
участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот
день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место
для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может
рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с
ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать
на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался
играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть
победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте
по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.
После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные
игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка - зеркало
семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в
речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.
Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы
я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать
во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство
уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же
естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам,
своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли
куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В
следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в
поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к
самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать
самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка
самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.
(Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами
и молниями). Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и
внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на
улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка
самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает
в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного
воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех
членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка
считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать
полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам
выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы - очень подходящее место для развития внимания и
активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки
печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу
изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол.
Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки
справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок
готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой
крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине,
обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду.
Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка
чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
- Обращайте его внимание на первые
весенние цветы и краски осеннего леса.
- Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое
большое животное, потом самое высокое.
- Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
- Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом
котенка.
- Учите ребенка чувствовать.
- Открыто переживайте с ним все события повседневной
жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Цевелева М.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий