В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память,
развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие
черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник –
выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К
тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий
углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом
Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать
обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и
т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста
помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим
детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в
шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при
обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций,
использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и
превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает
детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций
доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время
игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное
место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку
она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к
школе.
Цевелева М.В.,
Стреляева Ю.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий