Возрастные особенности детей старшей группы
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к
себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут,
не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в
комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых
норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок
эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение
им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным
представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками,
контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во
взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них
существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с
ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного
ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными
качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится
менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где
были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально
сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система
первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и
мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения,
внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола
мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность,
ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности
жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и
произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок
становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В
игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное
обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг
друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях
возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия
или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого
возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения
проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение
обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более
совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает
на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге,
катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения:
может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое
препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.
Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются
выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими
упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших
усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются
в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети
практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются.
Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и
завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К
5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются:
ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и
тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от
друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства
делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому
маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры;
выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе
бумаги.
Освоение времени все
ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо
усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события).
Внимание детей
становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.
Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое
задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти
на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется
не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже
могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное
мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению
дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить
необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными.
Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко
может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления,
что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть
близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для
детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.
Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные
речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует
средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно,
весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в
зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться
своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь
детей активно пополняется существительными, обозначающими названия
профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб
и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых
сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные
случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные
множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам
языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и
косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать
состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
Круг чтения ребёнка
5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с
историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации,
ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов,
работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта,
формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию,
адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия
художественных произведений дети эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую
сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности
становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети
также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники
изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской
(концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной
точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых
оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка,
накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по
контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из
целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать
места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои
работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат -
в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие
прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или
декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям,
заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию
из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному
замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В
старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование
и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского
труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение
детьми разных видов ручного труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6
лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет.
Цевелева М.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий